Гостеприимство Краснодарского края

– Плато Лаго-Наки – Джубга – Краснодар

сентябрь 2022 года

C благодарностью моим друзьям Олечке и Сереже

за организацию приключений и гостеприимство.

Хорошо иметь друзей. Особенно в разных местах планеты. Оля и Сережа не так давно уехали из Петербурга и обосновались на новом месте, в городке Апшеронск, название которого я бы, наверняка, никогда не узнала, если бы не их переезд.

В этот раз местом встречи мы назначили Адлер. Радуясь началу нового приключения в «Пулково», я подумала, что очень люблю аэропорты и вокзалы. Люблю за атмосферу ожидания встречи, люблю сами встречи (особенно когда цветы и радостные визги), люблю грустное расставание и трепет прощальных минут…

Я впервые останавливалась в Адлере. Небольшой отель в пешей доступности от моря был похож на все остальные небольшие отели. Маленькие путаные улочки, загроможденные всякой пляжной мелочью; лотки с фруктами, уличные мелкие кафешки с запахом шашлыков. Нам не очень важна была обстановка, радость встречи стирала мелкие недостатки. По утрам мы всей компанией ходили купаться. Мы – это Оля, ее муж Сергей, две Олины подруги: Ира, Юля и я.

Не скажу, что море здесь очень чистое. Оно какое-то уставшее от большого количества людей. Холодная утренняя галька не располагала к долгой медитации. Частенько, словно через сито на нас просеивался мелкий дождик (вполне себе осенняя погодка), но мы погружались в соленые волны с чувством благодарности за то, что у нас вообще есть возможность побывать на море.

В олимпийский парк мы отправились только вдвоем с Олей. Поехали на маршрутке, которая долго петляла по улочкам, то раздуваясь от количества вбившихся в нее людей, то сдуваясь в тяжелом выдохе и, наконец, выплеснула нас в экзотический рай – на пальмовую аллею. При виде большого количества красивых стройных пальм настроение сразу подпрыгнуло вверх, но разгуляться не удалось. Неожиданный тропический ливень заставил быстро искать местный тук-тук. Рассматривать объекты олимпийского парка пришлось через плотную пелену дождя и полиэтиленовый полог. Ледовые дворцы, арены, трибуны «Формулы 1» и стадионы стояли как одинокие айсберги среди разбушевавшейся стихии. В момент короткого затишья, нам удалось подняться и сделать пару фотографий на фоне олимпийского факела — самого большого за всю историю Олимпийских игр (общая высота  50 метров,  высота пламени достигала 7,5 метров). Фото пришлось делать босиком, чтобы не испортить туфли в довольно глубоких лужах.

На следующий день нас ждала поездка на Роза Хутор. Всего 43 км от моря и мы уже на горнолыжном курорте. Я давно слышала про это место от лыжников и очень хотела увидеть собственными глазами. Роза Хутор — самый крупный и самый теплый горнолыжный комплекс России, а XXII зимние олимпийские игры — единственная зимняя олимпиада, проведённая в субтропиках. Мои предположения об уникальных розах на склонах не оправдались — своим названием курорт обязан местному жителю, эстонцу Адула Роза. Воздух здесь удивительно чистый, сразу понимаешь, что ты в заповеднике.

Мы не успели изучить всю инфраструктуру курорта, но даже на первый взгляд впечатление сложилось потрясающее. Особенно меня поразило, что вся эта красота – шикарные элитные гостиницы, концертный зал, дома, поставлены в горах в рекордно быстрые сроки. И все такое образцово-показательное!

Из Адлера мы отправились на комфортной «Ласточке» в город Хадыженск. Уникальность этого городка в том, что с железнодорожной платформы невозможно вызвать такси. Здесь не работает мобильная связь. Знающие люди заранее звонят из поезда, а ведь есть и те, кому не повезло….

По наиболее распространённой версии, название Хадыжи восходит к адыгейскому «долина древних могил». Такое название вполне можно объяснить тем, что  вдоль реки Хада́жки часто встречались остатки грунтовых могил. По другой версии название связано с  «местом водопоя и отдыха скота».

Благодаря Сереже я узнала про «Пивоваренный завод «Хадыженский», который уже много лет держит высокий уровень качества продукции, растет и развивается.

На такси мы быстро добрались до Апшеронска. Чем меня удивил этот город? Во-первых, потрясающими по качеству продуктами на рынке. Во-вторых, их ценой. Для сравнения, помидоры в Санкт-Петербурге стоили тогда 200 рублей за кг, а в Апшеронске 25! Во-вторых, экономией электроэнергии. В магазине одежды продавщицы не включают свет, а просят подойти к окну — там светлее. В третьих, перепелками. Но это уже скорее заслуга Оли и Сергея. Они знали, где купить и как приготовить. Ела первый раз в жизни!

Сергей замечательный водитель и, в один из дней, мы отправились на Плато Лаго-Наки, расположенное на высоте более 2200 метров. С 1992 года плато входит в состав Кавказского биосферного заповедника. В переводе с адыгейского языка слово «лангонаки» значит «возвышенность без растительности». Но горы мне не показались такими уж пустынными: великолепные виды, разноцветье лугов, Разгулялся сильный ветер, и наш импровизированный пикник приходилось прятать по коробкам. Горы, опять горы Кавказа, уже второй раз за этот год.  С каждой точки они смотрятся иначе, только чувство наполненности умиротворением и счастьем остается всегда.

К достопримечательностям плато относятся водопады Руфабго, Долина аммонитов, музей «Беловодье», Хаджохские дольмены, музей «Сад камней», водопад Большой Хаджох, Свято-Михайловский монастырь. В эту поездку мы посетили Хаджохскую теснину —  участок ущелья реки Белой, в которой оборудован экскурсионный маршрут. Река Белая, как и многие горные красавицы, обладает как магической красотой, так и мощной разрушающей силой. Весной река сносит со своего пути многотонные мосты, словно это и не преграда, а так игрушка, забава. Во время разгула стихии все живое замирает от ужаса. В 2002 году в результате падения деревьев образовалась плотина, пришлось срочно взрывать ее, и поток понесся в поселок, разрушив два десятка жилых домов.

В этом каньоне казнили за преступления горцев и военнопленных российской армии. Выжить не было шансов – отвесные каменные стены, бурлящий поток. Но тех, кто смог выплыть ожидало помилование, считалось что только провидение свыше может дать шанс на жизнь. Спасались единицы.

Сегодня Хаджокская теснина прекрасно оборудована. Здесь есть мини зоопарк, кафе, скамейки для отдыха.

Еще одно удивительное место в этих краях — Гуамское ущелье, Я побывала в ущелье в свой предыдущий визит к ребятам. На туристическом поезде мы доехали до остановки «Кафе ”1707”» — это примерно четверть всего пути, затем шли пешком. Когда-то здесь ходили регулярные поезда, но наводнение  2002-го, а затем оползень 2011 года сильно разрушили узкокалейку. Однако этот туристический маршрут я всем с удовольствием рекомендую.

Еще одну достопримечательность мне очень хотелось увидеть — Джубгу.

Снова наш терпеливый водитель Сергей погрузил всю гомонящую ораву и повез нас к Черному морю. Для меня Джубга — место знаковое. Здесь мои будущие родители, еще студенты, в палатке провожали закаты и встречали рассветы, а моя душа выбрала их и пришла в этот мир.

Гора Ежик мирно прихлебывала из блюдца Черного моря, брызги солнечных зайчиков весело скакали по волнам, на берег выбрасывало медуз, а мы опять купались, загорали и балдели! Затем вернулись в гостеприимный дом в Апшеронске, где было очень комфортно нашей веселой коммуне. Кто-то варил борщи, кто-то мыл полы, а кто-то, к сожалению, приболел.

Моя подруга Олечка — замечательный человек. Сейчас, когда пишу эту заметку, очень хочу успеть написать к ее дню рождения. Мы дружим с четвертого класса, ругались конечно и мирились, иногда реже общаемся, иногда чаще. Оля научила меня шить и вязать свитера. Вообще у нее талант к рукоделию, который сейчас она воплощает через авторских кукол и кукольный интерьер. Кому нужен очень добрый и неповторимый подарок – обращайтесь в  «Мастерскую детства Ольги Снетковой» https://vk.com/ovsnetkova.

К добродетелям моей Оли относится и ее приемная кошка. Она пришла голодная и больная, и ребята взяли Мусю под свою опеку, несмотря на наличие собственного кота и шиншиллы. Кошка принесла в подарок двух симпатичных котят. Забот прибавилось.

В последний день нашего приключения я в одиночестве отправилась в Краснодар. Уже в пути я почувствовала, что избалована комфортом большого города. Из Апшеронска  автобус едет до Краснодара около трех часов. Когда я обратилась к пассажирке, сидящей позади меня с вопросом, будет ли техническая остановка, она мне ответила, что мы ее уже проехали — просто автобус не остановился.  Пришлось терпеть до Краснодара. А на обратном пути, когда я возвращалась уже по темноте, водитель вообще не объявлял остановок. Я подсела к нему и попросила сказать, когда будет Апшеронск, но он этого так и не сделал. Хорошо, в окне увидела встречающих меня Юлю и Олю (в 10 вечера в таких небольших городках на улице вообще людей не встретишь).

На правом берегу реки Кубани раскинулся красавец Краснодар. Я полюбила этот город с первого визита, когда впервые побывала на Красной улице, свободной от машин в выходной день. В этот раз я стремилась к парку «Краснодар», который в народе более известен как «Парк Галицкого».

Для начала я проехала мимо парка. Просто попросила водителя маршрутки подсказать мне, когда выходить и он благополучно об этом забыл. После трех часов в автобусе я покаталась еще 40 минут на маршрутке и доехала до самых до окраин. Пересев на маршрутку, следующую в обратном направлении, я сразу заняла место около водителя и помогала ему продавать билеты, чтобы он не забыл высадить меня у парка. В маршрутке я познакомилась с двумя девушками из «Газпрома», которые тоже благополучно проехали парк. Стало веселее. Мы дружно вышли, оставшись с водителем друзьями, и я отправилась пить кофе, чтобы подкрепить силы. Все в этом мире происходит не случайно, и эти лишние минуты катания подарили мне новых друзей и новые знакомства, среди которых оказался Антон из «Газпром Астрахань». Благодаря Антону я увидела в парке гораздо больше, чем увидела бы в одиночестве. Дело в том, что парк настолько фантастический, современный и огромный, что я растерялась. Скажу честно, я так рада, что это чудо появилось! Его  открыл для горожан местный предприниматель, владелец футбольного клуба «Краснодар» Сергей Галицкий – здоровья ему и процветания!

Разработкой проекта занималось архитектурное бюро из Германии — GMP International. По словам организаторов, С. Галицкий хотел создать такой парк, чтобы атмосфера была как в театре, только футбольном: чтобы те, кто приходит сюда чувствовали, что попали в иной мир. И я почувствовала! Прямо что-то инопланетное! Я была поражена рассадке деревьев, цветовой гамме, находкам дизайнеров. Словно здесь реализовались работы самых смелых и ярких творцов: прогулочные дорожки, водоемы, зоны отдыха. Я не могу передать всех эмоций. Просто поезжайте и посмотрите. На мой взгляд, это самый современный на сегодняшний день парк России! Одного дня для парка было явно мало, хочется вернуться снова, но уже весной, когда цветет лаванда и еще погулять по парку среди вечерних огней.

Потом была толчея на краснодарских дорогах, вечерняя шумная Красная улица, тяжелый запах выхлопных газов, узкие старые улочки, резко контрастирующие с пространствами парка… Потом возвращение домой, в туманный, дождливый, но такой родной и любимый  Петербург.