На выходные в Казань

Бульон впечатлений, сваренный за 43 часа в казанском котле
(24-25 июля 2010 года)

Все началось с сайта http://gokazan.ru. Открыв его, я увидела неземной красоты мечеть, улыбающихся девушек в татарских костюмах, цветы и много солнца… И решение было принято в течение нескольких секунд.
Больше всего меня волновал вопрос одежды. Как на меня посмотрят местные жители, если я поеду в шортах (на улице стояла жара под 40)? Те, кто побывал в Казани, утверждали, что город этот молодежный и демократичный и я могу выбирать шорты или хиджаб по своему усмотрению. По городу я гуляла в шортах, на экскурсии по мечетям и соборам предусмотрительно надевала длинную юбку.

Фирменный поезд «Поволжье» выезжает из Питера в 16.13, а в Казань прибывает на следующий день в 13.55. Все время в пути я занималась тем, что читала вслух легенды о Казани и заметки о культурной жизни. Мы бурно обсуждали их всем отсеком плацкартного вагона, заметки оспаривались и дополнялись, а я обещала своим попутчикам, что обязательно напишу на своем сайте впечатления о городе.

За 15 минут до прибытия, вооружившись фотоаппаратом, я ждала, когда покажется Казанский кремль. Он появился, но не произвел на меня сильного впечатления, т.к. вдоль железнодорожных путей было много рекламных щитов, и панорама открылась не самая интересная. Здание вокзала из красного кирпича, радостная встреча с другом, привокзальный термометр, высвечивающий электронные цифры + 58. Я приехала в город с тысячелетней историей…
Мы побросали дорожные рюкзаки, умылись и двинулись к Кремлю по улице Лево-Булачной. Посередине улицы прорыт канал, а в нем сверкают каждый своей персональной радугой – фонтанчики.

Десять вещей, которые надо посмотреть в Казани. Про эти десять вещей я прочитала на сайте и была готова следовать подсказке, дополняя ее собственными открытиями. Знакомство с городом началось с улицы Баумана — «улицы длиною в четыре века». На площади Тукая стоят часы: циферблат, заключенный в восьмиконечную звезду, по окружности циферблата на татарском языке написаны поэтические строчки Габдуллы Тукая, цифры на часах выполнены в арабской графике. Рядом с этими необычными часами фонтан со сказочной русалочкой на камне – замечательное место для встречи влюбленных…
Улица Баумана напоминает восточный ковер, так много сюда вплелось нитей разных культур. Мощные церкви и хрупкие беседки, ажурные решетки, каменная кладка, современные скульптуры. Огромная, полуразрушенная гостиница «Казань» зияла отверстиями окон. На пути к Кремлю нам встретились чугунные лягушки, охраняющие небольшой фонтан, стайка голубей, пьющих воду (причем какие из голубей живые, а какие скульптурные, сразу и не определишь); казанский кот нагрел брюшко под жарким солнцем и туристы обжигали об него руки. Щелкали фотоаппараты возле копии кареты Екатерины II. На «нулевом меридиане» были отсчитаны 722 км отделявшие нас от Москвы,  3808 км отделявшие от Северного полюса и т.д.
Знаменитая улица ведет на берег реки Казанки. Здесь мы совсем «зажарились» и нырнули охладиться в метро. Первым делом к нам подошел бравый милиционер и, отдав честь, с улыбкой сообщил, что в метро снимать нельзя. Мы, увешанные фотоаппаратами и видеокамерами, немного погрустнели, и было от чего. Казанское метро очень красивое! Настоящий музей под землей. По четырем станциям бегает один состав в четыре вагона, поэтому время ожидания электрички составляет 12 минут. Расписные потолки, мозаика, скульптурные композиции. Одна из станций метро выныривает на поверхность. Пока мы катались туда — обратно, я успела замерзнуть…
Все станции метро находятся на левом берегу речки Казанки, а мы выбрались на поверхность и поехали на правый берег на автобусе. В парке развлечений «Кырлай» есть колесо обозрения, с которого настоятельно рекомендую сделать панорамный снимок!
В распорядке нашего дня стояла «покупка курая» (татарский музыкальный инструмент), встреча с продавцом состоялась на берегу озера Кабан, в котором до наших дней ведутся поиски ханской казны. По преданию она была затоплена в момент приближения к городу Ивана Грозного. Название пошло то ли от тюркского «каб-куб» (выемка в земле), то ли от имени князя Кабана, который залечивал у озера раны.
Мы выбрались в Казань только на выходные и поэтому пытались объять необъятное: в ночь ринулись по Волге на теплоходе «Москва-51». После жаркого дня ночная прохлада принесла необыкновенное ощущение комфорта. Музыка, танцы, живописные берега. Потом долгая ночная прогулка от пристани до дома….
Но утром дрыхнуть было некогда, в 9.30 мы уже спешили к гостинице «Татарстан» на обзорную автобусную экскурсию по городу. В отличие от Питера или Москвы, в Казани я не увидела ларьков с приглашениями на экскурсии. Нам пришлось воспользоваться помощью глобальной сети, чтобы вычислить место отправки экскурсионных автобусов.
Экскурсия началась с посещения мечети Марджани.
Это первая мечеть в городе, построенная с личного разрешения Екатерины II. Экскурсовод вещала: «Когда минареты мечети стали возвышаться слишком высоко относительно остальных строений, императрице прислали письмо возмущенные жители города. На что мудрая правительница ответила – «Власть моя простирается только на земле. А над небом я не властна» и вопрос о высоте мечети был снят». Меня удивило то, что нам разрешили посетить в мечети не только женский, но и мужской зал.
Следующей остановкой было посещение Казанского Богородицкого монастыря. Странно то, что в монастырь пустили всех женщин (в шортах, в капри, в брюках), а вот к мужчинам отнеслись со всей строгостью — не пустили даже в длинных шортах. Только при подъезде к собору я узнала, что оригинал знаменитой иконы Казанской Божьей Матери безвозвратно утерян (похитителей нашли, их скелеты теперь навечно «живут» в анатомическом театре), а в монастыре находится список с иконы.
Одним из самых ярких воспоминаний, конечно, останется мечеть Кул Шариф. Та самая, в которую я влюбилась, будучи за тысячи километров от Казани, увидев на фото ее бирюзовые купола и белоснежные минареты. Когда я попала внутрь, мечеть оказалась сравнительно небольшой, чистенькой, со множеством мозаик. Туристов не пустили в молельный зал, но можно было подняться на балкон и осмотреть мечеть сверху, оттуда мы наблюдали, как парочку молодоженов снимал свадебный фотограф.
 Мечеть находится на территории историко-архитектурного комплекса «Казанский Кремль», который с 2000 года включен в Список всемирного культурного наследия ЮНЕСКО. Здесь стоит и знаменитая башня Сююмбике. Кто не был в Пизе, тот может поддержать падающую башню в Казани. По одной из легенд красавицу Сююмбике решил взять в жены Иван Грозный. Она поставила ему условие, что выйдет замуж, если за семь дней будет построена башня. Сооружение возвели, а во время свадебного пира красавица обманула завоевателя, бросившись с башни на камни.
После осмотра Кремля, я вспомнила, что непременно хочу посетить подземный храм Ильи Муромца. Стала расспрашивать экскурсовода, как бы это сделать? Наш гид сильно удивилась моим познаниям и убеждала меня не ехать на остров. Мол, далеко, неудобно, храм закрыт и заброшен. Но я упрямая. Спасибо моим друзьям, что согласились с этим капризом, теперь я понимаю, что это было одним из самых интересных моментов нашей поездки. Нас подбросил все тот же экскурсионный автобус, который теперь двинулся в Раифский мужской монастырь. Мы вышли на шоссе и потопали на остров. Приятного вида дедушка с радостью согласился провести нас в подземный храм. Выдал каждому по огрызку свечки, и мы пошли. Под землей было страшно и холодно, мы шли гуськом, а в темноте поскрипывал голос нашего проводника, который любовно рассказывал про кости, плавающие во время весенних паводков, про черепа с пробоинами и останки, замурованные в стенах. Если честно, то в этот момент мне в голову пришла мысль «Вот сейчас за углом какой-нибудь напарник каааак стукнет по голове лопаткой и будут в усыпальнице новые мощи и черепа». Но все обошлось. Мы узнали, о том, как появился храм: будто бы стали строить на противоположном от Кремля берегу небольшой собор, а параллельно под землей рыли подземный ход. И когда Иван Грозный в третий раз напал на Казань, именно благодаря этому подземному ходу удалось взять город. Но людей погибло великое множество.
Свежезамороженными пингвинами мы выбрались на солнечную поверхность и, видимо, от переохлаждения, решили прогуляться до городского пляжа. Через 15 минут я уже ощутила всю прелесть 60-ти градусной жары. Язык на плече, 50 грамм воды в бутылке, обжигающее солнце. Еще минут 20, и мы сидим в воде, как бегемоты.
Вечером была еще прогулка по Петербургской улице. Знакомые фонари, скамейки, даже вывески на домах. Эту улицу Северная столица подарила столице Татарстана в честь тысячелетнего юбилея.
Еще пару слов о еде. Мы не посетили Дом татарской кулинарии, хотя он рекламируется на многих сайтах. Было жарко и нам хватило открытых кафешек. Питались мы в Казани пирожками с причудливыми названиями пермяч, губадия, бэккен. В переводе пирожки с рисом, капустой и т.д.
Закат мы встречали в Парке Тысячелетия, у котла. Да, да, огромный котел, а вокруг него маленькие зиланты, символично охраняющие город. Котел, правда, по задумке архитектора, был дырявым. Зиланты брызгали водой, вода хлестала из котла, мы носились босиком по фонтану. Потом отмечали нашу поездку в пабе, а в пять утра прощались.
Из сувениров везли с собой чак-чак – национальную сладость. Ее очень удобно покупать в подарок – есть разные варианты расфасовки, а продавцы подскажут, какая кондитерская делает это блюдо лучше.
По дороге на поезд мы зашли на рынок, купили сухофруктов и пива и уснули в вагоне уже не фирменного поезда. Почти сутки сна и снова на работу, но теперь уже с небольшим багажом знаний о прекрасном городе – Казани.