Грузия

ТБИЛИСИ – МЦХЕТА – УПЛИСЦИХЕ – ГОРИ – КАХЕТИЯ

Открывайте мир!

Открывайте сегодня, сейчас.

Наслаждайтесь самобытностью каждой страны. Уникальностью ее языка и традиций.

Любите этот мир, и он ответит взаимностью.

Воспетая поэтами романтичная Грузия с ее потаенными тропами в горах, налитыми полуденным солнцем лозами винограда и стремительным течением горных рек, давно манила и звала. Политика рушила планы. Многочасовой перелет с ночной посадкой в Беларуси вообще не вдохновлял. Я находилась в режиме ожидания … И! Мне дали этот «коридор», чтобы я успела познакомиться с прекрасной восточной красавицей – Грузией, окунувшись в мир гостеприимства на несколько дней.

Потом дверь захлопнулась и наступили грустные времена…

которые, я надеюсь, очень скоро закончатся.

Милый и уютный Embraer, закупленный Georgian Airways принял нас, русских туристов из + 6º и нежно опустил в +27º , отчего сразу же случилось головокружение от жары.

Вспотевшие пальцы щелкали затвором фотоаппарата, но хорошие кадры поймать решительно не удавалось. Жара давила и хотелось забиться в тенек. Но я сказала себе, соберись тряпка, ты приехала мир смотреть, так смотри! И глаза шире!

Гостеприимная  «Redline» со швейцаром, в районе с милым названием  Чугурети; первый ужин, поразивший обилием блюд и вина, первая прогулка по городу.

Ночной Тбилиси завораживал таинственными улочками. Поворот, поворот, еще поворот. Мы шли за нашим гидом и ему, наверное, было весело наблюдать за тем, как жадно мы ловили каждое его слово и как ахали от восхищения, когда за поворотом появлялось что-то новое.

Настоящая эйфория снизошла на мосту Мира. Веселые огоньки, весело разговаривающий в животе ужин с вином, грузинские песни на любой вкус, светящийся скальный город… Все это, вкупе с запахами весны и уютностью весеннего вечера стало казаться началом сказки.

День второй.

У каждого свои причуды. Я захотела на завтрак кашу. Каши не было, что немного огорчило. Но! На reception нам обещали – заказывайте и ДЛЯ ВАС все сделаем. И ведь не соврали! На следующий день мы ели кашу, пили заварной кофе и балдели!

Автандил возился с нами как курица с цыплятами! Мы сели в машину, а вода для прогулки в древнюю столицу Грузии — Мцхету уже закуплена! Когда мы поднимались в монастырь Джвари (монастырь креста), он внимательно следил, чтобы старейшины группы не уставали на подъёме, и делал остановки с интересными рассказами.

Прикосновение к IV веку момент особенный. Не случайно столько веков паломники со всего Кавказа стремятся сюда. С высоты монастыря открываются бескрайние просторы и великолепный вид на слияние двух мощных рек Арагви и Куры.

От Джвари мы направились к Светицховели – собору, построенному на месте захоронения хитона Господня. Светицховели занимает значительно больше места по площади, включая различные постройки и сувенирные лавочки. Мое внимание привлекла каменная кладка – подобранные по размеру камни аккуратно сложены ровными рядами, что создает неповторимый узор стены. Внутри величие и прохлада. Мы долго слушали рассказ о тех, кто захоронен в соборе, рассматривали утварь и иконы. Неожиданно нас пригласил на благословение батюшка… усталость как рукой сняло!

На территории собора, у стен, закопаны  квеври (сосуды, похожи на амфору). В них зреет вино. Квеври бывают разных размеров: от кувшинчика до кувшинища в несколько тысяч литров. Когда квеври нужно было чистить, туда спускался мужчина и начинал петь. Исключительно мужская работа, ведь винные пары довольно быстро проникают в организм. Пока работник поет – все в порядке. Перестал петь – пора вытаскивать!

Когда мы вернулись в Тбилиси, то сразу направились в исторический район Метехи, расположенный на высокой скале. Отсюда открывается изумительная панорама старого города: домики самой разной архитектуры громоздятся друг на дружке, прижимаясь к скале. Лесенки и неширокие улочки, петляют, спускаясь с гор, словно крылом закрытые стеной крепости Нарикала. На горизонте, где гора сливается с небом, возвышается обелиск Матери Грузии: в левой руке она держит чашу с вином для друзей, а в правой — меч от врагов. Интересно, что монумент был раньше сделан из дерева, позже из алюминия, а Мать Грузия меняла платье со старомодного на более современное.

(Это вид с другой точки)

У памятника Вахтангу Горгасалу мы стояли, любуясь храмом Метехи и бурной Курой, слушая рассказы Автандила о том, как иберийский царь правил Грузией в пятом веке и объединил разрозненные земли. Затем наша небольшая, но дружная группа двинулась в сторону квартала серных бань. Конечно, воздух здесь особенный, как известно сероводород имеет специфический запах. О  том, почему Тбилиси назван именно так, сложено несколько легенд. По одной из них название города образовано от грузинского «тбили» (в старинном произношении «тфили»), что переводится как «тёплый». Однажды, во время охоты, царь Горгосал подстрелил фазана и тот, упав в один из источников то ли исцелился, то ли сварился, но царю место понравилось, и столица Грузии была перенесена именно в эти места.

Архитектура банных комплексов самая разнообразная, но в самих банях мы не побывали. Добрались до водопада, послушали про Ботанический сад. Уже подуставшие и разморенные солнцем, мы спустились в прохладу подземного перехода, где продавалось вино и сувениры, а затем отправились на ужин с вкуснейшими блюдами и удивительно лиричными грузинскими песнями. Сколько бы я не приставала к Автандилу с вопросами – «О чем эта песня? А эта?» Он все время отвечал – «О любви». И это прекрасно….

День третий.

День предвещал быть насыщенным. Мы едем в Гори. Так, в День Победы, 9 мая, я, неожиданно для себя, попала в музей Сталина. Для меня эта фигура в истории неоднозначная и не могу сказать, что я стремилась посетить музей. Но, побывав там, не пожалела. Экскурсовод рассказывала о детстве и юности будущего партийного деятеля, о его соратниках и сложных моментах в жизни. Многие вещи были для меня не только новыми, но и действительно интересными. Музей расположен в трех комплексах – в одном проводятся экскурсии, второй домик законсервирован (осмотр только снаружи), и вагон поезда, который посещают вместе с экскурсоводом.

Задумчивые мы ехали по просторам Грузинской земли. Говорили обо всем. Нас было немного и комфортное вождение Автандила располагало к разговорам на самые разные темы, а иногда и к песням.

Следующая точка — пещерный город Уплисцихе.

Блуждаю где-то по каменным залам

С обувью я промахнулась. На каблуке, пусть и не очень большом, не удобно лазать по отполированным ветрами белым скалам. Древний пещерный город оказался многолюдным. То тут, то там из пещер высовывались заинтересованные головы туристов. Величественный зал царицы Тамары, потайной тоннель, пещеры, остатки роскоши древних храмов. Ветер был недоволен гостями и старался замедлить наше движение к вершине, а потом побыстрее с этой самой вершины скинуть. Под скалой горная река сердито билась и берег, тоже недовольная нашим вторжением в древние миры.

День четвертый. Кахетия.

Мы едем по Алазанской долине! Да! Да! Да! Это реальность! Красота вокруг необыкновенная. Цветут яблони, какие-то удивительные кусты и деревья. Мирно пасутся овцы и коровы. Хочется зажмуриться и запомнить эту картинку навсегда, на всю жизнь! Серпантин ведет нас все выше. На вершине совершенно пьянеем от чистейшего горного воздуха. Пытаемся остановить мгновение фотоснимками, хотя понимаем, потом к ним будет недоставать этих волшебных запахов и этих мурашек на коже.

Спустившись, въезжаем в столицу Кахетии – город Телави, а затем нас принимает гостеприимный музей-усадьба  в Цинандали. Особенно яркой для меня осталась история Нины Чавчавадзе, которая была замужем за Александром Грибоедовым, стала вдовой в 16 лет и потом всю жизнь хранила верность своему погибшему мужу.

А еще мы печем хлеб в жаркой печке, куда Татьяна нечаянно роняет очки, но их спасают. Учимся делать чурчхелы…
Это весело, особенно после дегустации вин и чачи!
На фото Автандил вешает наши работы)

Свободный день.

Мы с моей подругой Наташей уже немного ориентируемся в Тбилиси. Запланировали покататься на метро, дойти пешком до моста Мира, пообедать в уютном театре Резо Габриадзе. Когда отправляешься в город самостоятельно ощущение совсем иное. Идешь куда-то на юг или на север и с удивлением обнаруживаешь, что многие достопримечательности находятся не так уж далеко и рядом с ними есть еще множество других интересных мест. Например, рядом с театром много милых маленьких городских скульптур, а у моста Мира продается вкусное мороженое из вина.

В Анчисхати самой старой из сохранившихся в Тбилиси церквей, узнав, что мы из Санкт-Петербурга, нас обнял и расцеловал батюшка. Вообще всю поездку я чувствовала доброе расположение к нам всех, кого мы встречали на своем пути. По-русски говорят практически все, может быть молодежь немного меньше.

Мы купили на память украшения минанкари – это перегородчатая эмаль, которую так искусно научились делать местные умельцы. С ценами дело обстоит так – в центре, в сувенирной лавочке,  кольцо, например, стоит 150 лари, а на золотой бирже в 4 раза дешевле! (Золотая биржа — это самый крупный и знаменитый ювелирный магазин в Тбилиси около метро «Вокзальная  площадь»).

Ресторан рядом с театром Резо Габриадзе.
Радостная встреча спустя много лет!
Три города. Три судьбы.

Памятным для меня останется обед с моей подругой Яной из Екатеринбурга, которая прилетела специально на нашу встречу. Запомню я вид на Тбилиси из кабинки фуникулера, колесо обозрения в парке отдыха, город любви Сигнахи (здесь работает круглосуточный ЗАГС), горные серпантины и монастырь во время грозы. И вино, ах, какое вкусное вино!!!

Гмадлобт за гостеприимство, прекрасная страна! Мир тебе!