День Конституции

Правовой тренинг для подростков.

   Ведущий: Конституция – основной закон государства, определяющий как устроено общество и государство, органы власти, права и обязанности граждан. Множество других законов и правовых актов ориентируются и подчиняются Конституции. Так, Конституция Российской Федерации в статье 43 провозглашает право каждого на образование, возлагая обязанность обеспечить получение детьми основного общего образования на родителей. Кстати, указание на обязанность родителей по воспитанию и образованию детей содержится и в Библии: «Есть ли у тебя сыновья? Учи их с юности и нагибай шею их». Существует и отдельный документ «Закон РФ об образовании»». А также Семейный кодекс, Уголовный кодекс, Гражданский кодекс и др.
Права каждого человека на Земле призвана защищать международная организация, созданная в 1945 году. Это – Организация Объединенных наций (ООН). ООН приняла множество международных документов, важнейшими из которых для всего мира стали «Всеобщая декларация прав человека» (1948) и «Конвенция о правах ребенка» (1989).
У человека есть не только права, но и обязанности – перед собой, перед государством. При этом могут быть несовершенны законы, может меняться власть. Но всегда необходимо осознавать себя гражданином своей Родины. Это прекрасно отражено в рассказе Андрея Платонова «Любовь к Родине или Путешествие воробья. Сказочное происшествие» Это трогательная история о силе любви к родным местам, которые для сердца живого существ дороже самых изобильных чужих краев.
Только высоконравственное общество, где каждый чувствует себя гражданином своей Родины, может создать достойную Конституцию.
И сегодня мы поговорим о ценности прав человека.
Права человека позволяют нам в полной мере развивать присущие человеку такие качества, как разум, талант, и удовлетворить наши духовные и иные запросы. Но может быть и по-другому. Часто человек не знает, что были нарушены его права. Сейчас мы увидим это на примере игры.

1.Игра «Нечестно!».
Каждый ряд – это команда. Задание: как можно быстрее передать предметы в конец ряда на последнюю парту и обратно Каждой команде выдается от 3 до 10 предметов.

   Ведущий: по моей команде «Вперед» вы начинаете передавать предметы, но по одному. Итак, «Вперед»!
Стоп игра. Вы все делаете неправильно. Нужно, чтобы мальчики передавали по одному предмету, а девочки по два.
Игра начинается снова. Через 30 секунд ведущий снова останавливает игру.

Ведущий: Стоп игра. Нужно, что те, у кого темные волосы, передавали предметы над головой.
Игра начинается снова. Через 30 секунд ведущий снова останавливает игру. Ведущий останавливает игру несколько раз, выдвигая все новые условия. Но в конечном итоге детям предоставляется возможность проиграть до конца. Затем проводится обсуждение игры.

Ведущий: Что вам не понравилось и вызвало замешательство в ходе игры? Почему игра показалась вам нечестной, несправедливой?
Возможные варианты ответов:
•Должны быть четкие и понятные правила игры
•Все участники должны быть равны
• Не должно быть различий между участниками игры по каким-либо признакам
Вопрос: Почему мы начали говорить о правах именно с такой игры?
Учащиеся приходят к выводу, что в ходе игры нарушались права ее участников.
Ведущий: Правовые знания необходимы всем. А сейчас мы проверим, как хорошо Вы знакомы со своими правами.

2.Игра «Проверь себя». Первый тур.
Задание: из четырех вариантов ответов выбрать правильный. За правильные ответы ребята получают жетоны (конфеты), по количеству жетонов будут определены финалисты, которые войдут во второй тур игры.

Вопросы:

1.Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в нашем государстве по Конституции РФ?
А) парламент
Б) народ
В)президент
Г) депутат Государственной Думы

2.Когда в нашей стране впервые была принята Конституция?
А) в 1905 году
Б) в 1917 году
В) в 1918 году
Г) в 1936 году

3.Кто является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ?
А) министр обороны
Б) президент
В) начальник генерального штаба
Г) председатель правительства

4.Как называется высший орган исполнительной власти РФ?
А) Совет министров РФ
Б) Кабинет министров РФ
В) Правительство РФ
Г) Верховная коллегия РФ

5.Какие суды являются основными и самыми массовыми?
А) Верховный суд РФ
Б) районный суд
В) областной суд
Г) городской суд
Д) конституционный суд

6.Какой суд является высшей судебной инстанцией по экономическим спорам?
А) Высший Экономический Суд РФ
Б) Высший Арбитражный Суд РФ
В) Высший Имущественный Суд РФ
Г) Магистратура РФ

7.Когда было создана Организация Объединенных наций (ООН)?
А) во время первой мировой войны
Б) после первой мировой войны
В) во время второй мировой войны
Г) после второй мировой войны

8.Как называется совокупность однородных международных документов о правах человека?
А) Меморандум о правах человека
Б) Международный Билль о правах человека
В) Кодекс о правах человека
Г) Великая Хартия вольностей

9.Какой международный документ имеет характер рекомендации, не обладает обязательной силой?
А) Декларация
Б) Конвенция
В) Пакт

10.На что имеет право человек в случае, если он был неверно осужден?
А) на извинение судьи
Б) на получение справки о случившейся судебной ошибке
В) на возмещение государством причиненного ему вреда

11.Имеют ли, по современному законодательству, государственные школы право давать детям религиозное воспитание?
А) имеют
Б) не имеют
В) для закона это безразлично

12.Кто имеет право избирать и быть избранным в представительные органы власти РФ?
А) иностранные граждане
Б) военнослужащие
В) граждане, содержащиеся на момент выборов в местах лишения свободы по приговору суда
Г) граждане, признанные судом недееспособными

13.Какие различия могут обусловить неодинаковое использование детьми своих прав?
А) национальная принадлежность
Б) состояние здоровья
В) половые различия
Г) таких различий нет

14.Истребление отдельных групп населения или целых народов по расовым, национальным, политическим, религиозным мотивам – это
А) война
Б) геноцид
В) экоцид
Г) апартеид

15.Сделка – это действие…
А) призванное обеспечить выгоду ее участникам
Б) направленное на установление, изменение или прекращение прав и обязанностей
В) идущее в разрез с совестью участников

16.Как расценивается состояние опьянения при совершении преступления?
А) состояние опьянения снимает ответственность
Б) состояние опьянения усугубляет ответственность
В) состояние опьянения не влияет на ответственность

Три самых активных участника выходят во второй тур игры.
Второй тур.

Ведущий: Сейчас я выдам карточки, на которых указаны определенные желания. Объясните мне свои права. С какого возраста, и при каких условиях эти желания выполнимы?

•Хочу жениться.
•Хочу иметь свою фирму.
•Хочу заработать
•Хочу водить машину
•Хочу иметь сотовый телефон

Участники объясняют, с какого возраста и при каких условиях эти желания выполнимы. После выступления каждого участника, зачитывается комментарий.

Право на свою фирму

«Согласно Гражданскому кодексу мы вправе завести собственный бизнес уже в 16 лет, правда, с согласия родителей. Если предки против, а личную фирму открыть все же приспичило, можно подавать и в суд. А с января следующего года бизнесменом уже можно стать с 14 лет. Правда, тяжкую ношу ответственности за банкротства и долги нести придется папам и мамам. То-то они обрадуются!»

Право на заработки

«Если в коммерцию ты ударяться пока не собираешься, а просто нужны деньги на карманные расходы, приступать к работе уже можешь и в 14. Опять же с разрешения родителей и в свободное от учебы время. А если, например, захочешь выступать на сцене или сниматься в кино, то на твой возраст никто вообще не обратит внимания, хоть с пеленок начинай. Рабочий день для 14-15летних не должен превышать 5 часов, с 16 до 18 лет не больше 7 часов. Не на всякую работу пустят. В ночных клубах и казино поработать даже дворником не получится. А на спиртоводочный завод или табачную фабрику до совершеннолетия вход заказан. Зато в отпуск на целый месяц можно уйти, когда захочется».

Право на вторую половинку

«Женитесь и размножайтесь, сказало нам государство. Жириновский ратовал за то, чтобы в брак мы могли вступать аж с 11 лет, но закон разрешает нам делать это только с 16 и то при наличии очень уважительных причин (считай, беременности). Восторженный вопль «Мы так любим друг друга и хотим пожениться!» веским поводом для брака не считается. Зато спрашивать разрешения у папы и мамы уже не обязательно».

Право на права

«Правила дорожного движения ты можешь знать на зубок хоть в ясельной группе детского сада, но к экзамену на получение водительских прав тебя допустят только в 17 лет, а само удостоверение до совершеннолетия тебе не видать как своих ушей. С мотоциклами и мотороллерами проще: при наличии прав спокойно гонять на них ты можешь уже с 16».

Бесправие на мобильник

По правилам многих компаний сотовой связи, ты можешь подключить мобильник на свое имя только с 16 лет, и то с письменного согласия родителей. Если тебе еще не стукнуло 16, придется тащить в офис предков и оформлять телефон на их имя.

Дополнительные вопросы для финалистов. Можно использовать помощь зала. По количеству поднятых рук определяется вариант ответа. Можно выбрать помощь друга.

1.Вы покупаете газету, садитесь в автобус, заказываете костюм в ателье. Какое законодательство регулирует эти отношения?
•Гражданское право. Гражданский кодекс.
•Уголовный кодекс
•Кодекс законов о труде
•Арбитражный процессуальный кодекс

2.Какой законодательный акт предусматривает порядок приема на работу?
•Арбитражный процессуальный кодекс
•Гражданское право. Гражданский кодекс.
•Уголовный кодекс
•Кодекс законов о труде

3.Назовите правоохранительные органы.
Суд, адвокатура, милиция, арбитраж, адвокатура

4.Как называется основной закон государства?
Конституция

5.Как называется юридический документ, в котором систематизированы и объединены нормы права, регулирующие определенную область общественных отношений.
Кодекс

6.Какой принцип, действующий в Уголовном праве, определяет, что человек считается преступником и несет уголовную ответственность только после того, как его вина доказана в суде?
Презумпция невиновности

7.Как зовут богиню Правосудия в греческой мифологии? Как она изображалась?
Фемида. С повязкой на глазах – символ беспристрастия; с рогом изобилия и весами в руках.

8.Назовите основные государственные символы?
Герб, флаг, гимн

9.Что такое алиби?
Обстоятельство, опровергающее обвинение

10.С какого возраста граждане в России привлекаются к уголовной ответственности?
С 16 лет. По ряду преступлений с 14 лет

11.Какая страна является Родиной юридического образования?
Древний Рим

12.При каком царе был принят на Руси Законодательный Кодекс Российского государства – судебник?
Иван III

Победителям вручаются призы.

Список литературы:

1. Алексеев С.С. Право – надежда наша: Научно-публицистические очерки. – Екатеринбург: Сред. – Урал. кн. изд-во, 1999. – 320 с.
2. Брагинский М. И. Что ты знаешь о законе? (Пособие для школьников по гражданскому праву). – М.: Знание, 1988. – 112 с.
3. Бутусова С. Собрание на тему «Родителям о правах ребенка»// Воспитание школьников. – 2003 — № 9. – С. 56-57.
4. Всеобщая декларация прав человека. – Екатеринбург, 1995.
5. Выход из безвыходного положения// Библиотека в школе. – 2002. – июль — № 14.
6. Выход из безвыходного положения// Библиотека в школе. – 2002. – авг. — № 15.
7. Конвенция о правах ребенка. – Екатеринбург, 1995.
8. Конкурс знатоков права// Библиотека. – 2000. — № 12. – С.38-39.
9. Конституция Российской Федерации. – М., 1993.
10. Никитин А. Ф. Политика и право: Учеб. пособие для 9 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 1995. – 144 с.
11. Никитин А. Ф. Права человека. – М., 1993.
Основы права. Учеб. для сред. спец. учеб. заведений/ З. Г. Крылова,
Э.П. Гаврилов, В.И. Гуреев и др.; Под ред. З.Г. Крыловой. – М.: Высш. шк., 2002. – 319 с.
12. Первушина И. В. Каждый ребенок имеет право//Последний звонок. – 2002. — № 12. – С. 13-15.
13. Права ребенка – это в первую очередь// Огонек. – 1996. — № 127. – С. 34-35.
14. Права ребенка в законах и подзаконных актах. – Екатеринбург, 1995.
15. Пчелинцева Л. М. Правовые аспекты воспитания и обучения несовершеннолетних //Журнал российского права. – 2003. — № 2. – С. 43 – 50.
16. Ребенок попал в беду: Справочник для родителей и учителей. – Прил. к газ «Первое сентября», 2000.
17. Семейный кодекс Российской Федерации. – М., 1997.
18. Трибунская Д., Жолобова Л. Полуправа для полуросликов// Комсомольская правда. – 2003. – 19 сент. – С. 35
19. Туйгильдина С. Человек и закон// Классный руководитель. – 199. — № 4. – С. 79-81.
20. Человеческие ценности – ориентиры каждого// Граждановедение. – 2001. — № 3-4. – С.5 – 8; № 7. – С. 4-5; № 10. – С. 4; № 15. – С.3.
21. Шипилова И. З. Чтобы достойно жить// Читаем, учимся, играем. – 2002. — № 3. – С. 9 – 12
22. Шнекендорф З. К. Путеводитель по Конвенции о правах ребенка. – М., 1998.
23. Я в этом огромном мире// Независимый библиотечный адвокат. – 2000. — № 4. – С. 14 – 116.
24. Яковлев Ю. Ваши права, дети. – М.: Междунар. отношения, 1992. – 128 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *